ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На сегодняшний момент в уголовно-процессуальном законодательстве наблюдается ряд несостыковок и ошибок, которые препятствуют эффективной работе уголовной системы нашего государства, а также создают противоречия и неясность в понимании принципов работы основных механик этой системы.
В частности, нынешнее уголовно-процессуальное законодательство имеет неточности(размытость) при определении процедур ареста и задержания, что создаёт путаницу у правоприменителей(офицеров, агентов, прокуроров), и влечёт за собой неправомерные действия с их стороны. При этом, существует проблема необязательности проведения ареста по уголовному делу, что, поскольку его проведение требует получение ордера от суда, склоняет следователей к проведению задержаний, путая их с арестом, таким образом закрепляя ошибочное представление о данных процедурах, но также отнимая у Судебной системы контроль за обоснованностью ограничения свободы для подозреваемых в рамках уголовного дела.
Немаловажной проблемой уголовно-процессуальной системы остаётся малоэффективность контролирующих органов(офиса ген.прокурора - в частности) в их деятельности по контролю за правильным ведением расследований, а также соблюдением прав и свобод граждан(в т.ч. фигурантов) в рамках уголовных дел. Корень данной проблемы лежит в существующей бюрократической волоките, в рамках которой контролирующий орган не имеет изначального доступа к материалам уголовного дела, а получает такой доступ лишь после того, как отправит запрос, что замедляет контроль за ведением уголовного дела, и является препятствием для своевременного реагирования на нарушения, а также для контроля хода и времени проводимого расследования.
ЗАКОНОПРОЕКТ Раздел 2 УПК Р-СА. Внести изменения в часть 2 ст.3 Раздел 2 УПК Р-СА, изложить в следующей редакции: "Функции правоохранительного органа в республике выполняют: Министерство юстиции и подчиненные ему организации.".
//Конституцией и законом "о мин.юстиции" признаётся, что прокуратура(офис генерального прокурора), является главным правоохранительным органом(ПО), а также головным органом министерства юстиции, и подчиняет себе все остальные ПО, в т.ч. и СВРК. Выделение СВРК из перечня подчинённых Прокуратуре ПО создаёт путаницу о её подчинённости последней.//
Раздел 4 УПК Р-СА. Внести изменения в ст.1 Раздел 4 УПК Р-СА, изложить в следующей редакции: "Началом уголовного процесса является возбуждение уголовного дела уполномоченным сотрудником правоохранительных органов на основании материалов либо дела оперативного учета, о чем выносится постановление. О возбуждении уголовного дела и ходе расследования(иных действий) по нему - докладывается офису генерального прокурора."
//Таким образом, офис генерального прокурора будет постоянно в курсе о ходе расследования, а следовательно может выявлять ошибки/нарушения, а также имеет возможность следить за временем самого расследования; реагировать, в случае, если расследование по делу остановилось. Примечательно, что дело не передаётся сразу в офис ген.прокурора, орган лишь ставит его в известность обо всех событиях по делу, и, если офис ген.прокурора принимает какое-либо решение по делу, он направляет это решение в адрес органа, ведущего дело, после чего документ этого решения вносится в материалы дела((таким образом, передавать дела в прокуратуру все ещё надо, но если прокуратура что-то пишет в самом деле до его передачи, то это обыгрывается как передача отдельного решения прокуратуры органу, ведущему дело. Решение прокуратуры, при этом, выносится исходя из информации по делу, которая передаётся в офис ген.прокурора, т.е. не само дело передаётся, а лишь информация о нём)).//
Раздел 5 УПК Р-СА. Внести изменения в ст. 1 раздела 5 УПК Р-СА, изложить в следующей редакции: "Статья 1. Задержание - действие оперативного характера сотрудника правоохранительного органа, которое представляет собой кратковременное ограничение свободы(без заключения в кпз), либо кратковременное лишение свободы(заключение в КПЗ)"
Внести изменения в ст.3 раздел 5 УПК Р-СА, изложить в следующей редакции: "Статья 3. Если лицо было задержано и заключено в КПЗ, то максимальный срок задержания - 1 час. Если лицо задержано и не было заключено в КПЗ, то максимальный срок задержания - 2 часа. Сроки начинаются с момента доставления задержанного в необходимое для выполнения целей задержания место."
Внести изменения в ст.6 раздела 5 УПК Р-СА, изложить в следующей редакции: "Статья 6. Задержание производится в случаях, если есть основания полагать, что действия(поведение)/намерения лица нарушают уголовный и/или любой другой закон; имеет схожие приметы описания разыскиваемого(( в т.ч. /wanted)); лицо нарушило дорожный кодекс республики Сан-Андреас и/или совершило административное правонарушение; лицо может владеть информацией, которое относится к какому-либо правонарушению/преступлению."
Раздел 6 УПК Р-СА. Внести изменения в ст.1 раздела 6 УПК Р-СА, изложить в следующей редакции: "Статья 1. Арест - процессуальное действие сотрудника правоохранительного органа, которое представляет собой краткосрочное лишение свободы, производимое на основании постановления суда."
Внести в раздел 6 УПК Р-СА статью 2, изложить в следующей редакции: "Статья 2. Видео/аудиофиксация, а также документирование ареста - обязательно.".
Сменить нумерацию, а также внести изменения в ст.2 раздела 6 УПК Р-СА, изложить в следующей редакции "Статья 3. Максимальный срок ареста без предъявления обвинения - 48 часов с момента объявления подозреваемому о том, что он арестован. Если за это время подозреваемому предъявили обвинение, он заключается под стражу до момента вынесения приговора по уголовному делу. В случае, если за это время обвинение не предъявлено, арест заканчивается, а подозреваемый освобождается. "
Сменить нумерацию всех последующих статей раздела 6 УПК Р-СА, соответствуя числовому порядку.
//Таким образом, законом закрепляется, что максимальный срок ареста без предъявления обвинения(48 часов), в случае, если обвинение было предъявлено, по нему избирается мера пресечения в виде заключения под стражу. Постановление суда, при этом, является разрешением не только на проведение самого ареста, но и для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в случае, если обвинение было предъявлено.//
Национальному конгрессу Р-СА.
Элэри Менсон
АМен |